«Свет мира», Уильям Холман Хант
1853г. Холст, масло. Размер: 49.8×26.1 см. Манчестерская художественная галерея, Стретфорд #Story_victorian
Самая известная религиозная картина в творчестве английского живописца, одного из основателей Братства прерафаэлитов Уильяма Холмана Ханта. «Свет мира» («Светоч мира») - была выполнена в трех вариантах в 1853, 1854 и 1904 годах.
О своей картине "Свет мира" не раз говорил: "Я не достоин ее, она как бы возникла во мне - меня вело Провидение". На полотне изображена фигура Христа у массивной, заросшей бурьяном, давно запертой двери. На двери нет ручки, и открыть ее можно только изнутри… Дверь эта символизирует закрытое человеческое сердце.
Картина, представляющая фигуру Христа у массивной, заросшей бурьяном, давно запертой двери, иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
Закрытая дверь символизирует человеческую душу. Очевидно, она давно не открывалась, заросла плющом и сухой травой. На ней нет ручки, а значит открыть ее с внешней стороны невозможно. Отворить дверь может только тот, кто внутри — сам человек, выбирающий свой жизненный путь. Таким художественным приемом Хант недвусмысленно показал, что стремление спастись и быть со Христом — это единоличное решение и та свобода выбора, которую Бог даровал человеку. Христос может только ненавязчиво постучать, напомнить о себе без тени раздражения или приказа.
Окружающая природа подобрана художником с особым смыслом. У ног Христа растут побеги ежевики — признак того, что здесь давно не ступала нога садовника. В траве лежат гнилые яблоки, а значит фруктовые деревья заброшены. Над заросшей дверью пролетает летучая мышь — символ страха света и смерти. Но утренняя звезда появляется рядом с Христом, означая приход нового дня и новой жизни.
Спаситель одет в белоснежный хитон, поверх него — царская багряница — торжественная верхняя одежда царей и императоров пурпурного цвета, украшенная драгоценными камнями и золотой вышивкой. На голове Его царский венец, который одновременно является и терновым венцом. Ветви его прорастают зеленью, давая понять, что даже самая безнадежная душа может принести духовные плоды при соприкосновении с Богом. Перед зрителем стоит Царь Царей в том же виде, в котором Он предстал на суде перед Пилатом: «Надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф 27:28). Спаситель во всей своей славе не перестает нести свой крест и приносить себя в жертву ради души, боязливо скрывающейся за дверью.
Лик Христа выражает печаль и смирение, взгляд сосредоточен, губы сжаты. Движение правой руки Спасителя — сдержанное и аккуратное. Именно так художник передал этот тихий деликатный, но скорее всего, напрасный стук. Вокруг заросшего дома — звездная ночь и переплетающиеся ветви деревьев, создающие ощущение завершенности композиции. Изначально художник планировал изобразить дневную сцену, но его увлечение ночным освещением поменяло планы. Для того, чтобы достоверно изобразить ночь, Хант специально совершал поездки в графство Суррей и на пленере изучал проникновение лунного света сквозь деревья. Заканчивал полотно он в мастерской, где из подручных предметов создал необходимую обстановку. Ночь придает сцене особую таинственность и сакральность, еще больше выделяя и делая ярче фигуру Христа.
Следующий вариант картины Хант написал год спустя для колледжа Кейбдл в Оксфорде. Самая поздняя версия картины, написанная в 1904 году для собора святого Петра в Лондоне, считается пиком замысла художника. Она путешествовала по миру, выставлялась в разных городах и странах. Гравюры, открытки и календари с изображением Христа со светильником в руке стали востребованы, появляясь в домах, церквях и воскресных школах.
Внизу золоченой рамы картины из собора святого Петра можно прочитать цитату из Апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною» (Откр. 3:20). Полотно Ханта также как и эта строка Священного писания является смыслом всей земной жизни Иисуса Христа.